Как научить ребенка самостоятельности

Ежедневно к психологам обращаются родители, которые жалуют на своих детей. Ближние родственники утверждают, что их дети ничем не увлекаются, делать уроки не хотят, не самостоятельны и постоянно требуют помощи у более старшего поколения. Тут у психолога сразу появляются встречные вопросы. Позволяют ли родители проявлять инициативу? Разделяют ли обязанности по дому? Не слишком ли опекают и контролируют? Ребенок анализирует свои ошибки? Вы даете ребенку карманные деньги на расходы? Самый основной вопрос: у вас есть доверие к ребенку, а у него к вам?

Всегда родительские тревоги имеют обоснования. Психологов радует, что к ним обращаются, а не оставляют проблему нерешенной. Гиперопека – это чрезмерный контроль, который может привести к неприятным последствиям. Родителям надо избегать чрезмерной тревожности, а научить ребенка самостоятельности. Также не придется испытывать негативные эмоции, когда ребенок ничего не хочет делать и ленится. Если вы хотите, чтобы ребенок стал успешным, то вот полезные советы.

Существуют фразы: «воспитывать самостоятельность» и «обучать самостоятельности». Они не совсем правильные. Любой педагог вам скажет, что воспитать и научить самостоятельности никак нельзя. Родители должны это уяснить, что любое насильственное действие над ребенком не работает. Такое поведение родителей вызовет только агрессию и злость у подрастающего поколения. Не надо проявлять излишнюю настойчивость! Самостоятельность сравнима с первыми шагами, которые делает ребенок. Он учится постепенно держать голову, разговаривать, различать цвета. Затем бегает по детской площадке и лепит куличики. Ребенку достаточно самостоятельного познания мира без помощи взрослого. Малыш просто перенимает примеры, которые ему показывают, но это не значит, что им стоит управлять и заставлять. Если ребенок увидит, что его мама подметает, то он тоже захочет это сделать. Не надо сомневаться! Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ребенок не может уметь все, его опыт постепенно пополняется. Он учится на своих ошибках. Только так ребенок изучает мир, набирается опыта, осваивает навыки, которые пригодятся в жизни. К сожалению, не всем будет приятно это услышать, но родители здесь играют последнюю роль.

Любой ребенок имеет мощный потенциал

Если вы были убеждены, что дети такие беспомощные, то это заблуждение. Существует миф, который говорит, что чем больше опекаете ребенка – тем лучше. Однако, это далеко от правды. Вспомните младенчество. Сколько раз вы пеленали ребенка? Сколько раз купали, а кормили? Все это выполняется строго по расписанию. Если вы пропустите одну уборку, то не волнуйтесь, организм ребенка адаптирован к пыли, микробам.

Приходит возраст, когда дети уже знают достаточно много и приобрели уже большое количество навыков. Они уже самостоятельные, но родители думают иначе. Старшее поколение всегда уверены, что они знают больше. Слышали такую фразу? Посчитайте, сколько раз говорили ее? Сколько раз донесли до ребенка? Смысл заключается только в одном – насколько родители спокойны. Насколько будет сделано по желанию старшего поколения.  А вы не задумывались, что получает ребенок? Драгоценный опыт? Свободу действий и возможность совершить ошибку? Нет и еще раз нет! Именно отсюда начинается несамостоятельность.

Основная задача родителей заключается в отсутствие гиперопеки. Никто не говорит, что надо забыть о детской безопасности. Однако, если ребенок пробежится по полу босиком – ничего не изменится. В современном доме всегда теплые полы. Откуда тогда такие предубеждения о простуде? Они пришли из далеких времен, когда бабушки жили в загородных домах, где пол был холодный. Теперь квартиры обладают всеми удобствами, поэтому ребенок не заболеет.

Необходимо формировать правильное самоощущение с самого детства

Ребенку намного легче оценить свой внешний вид, а вот поведение сложнее. Родители – это индикатор хороших и плохих поступков. Ребенок ориентируется на реакцию старшего поколения. Когда ребенок сделал что-то, он начинает смотреть на вас. Он ожидает положительного эмоционального подкрепления или негативного. Например, наказание и осуждение, а в первом случаи подбадривающие слова или похвалу. Ваши действия – это «зеркало» для детского поведения. Обязательно подумайте, какие фразы вы больше всего произносите. Они несут негативный посыл ребенку или позитивный?

Когда вы провели анализ своих поступков, поразмышляйте над самоощущением ребенка, если ему постоянно что-то запрещать. Например, если он захочет пройтись по бордюру, то обязательно получит травму. Эта установка негативно влияет на малыша. Его мозг программируется на то, что кругом опасность. Ребенок перестанет проявлять инициативу и станет бояться ошибок. У него сформируется подсознательный страх, который приведет к безынициативности. Ребенок будет преждевременно ожидать неудач. Тогда может ли идти речь о самостоятельности?

Запомните, что самостоятельности никогда не была равна вседозволенности.

Многие родители хотят получать полноценную власть над поведением ребенка, что блокирует самостоятельность. Она зависит от того, насколько вы ребенку дадите свободу действий. Главное найти золотую середину – не сильно ограничивать, но и не пускать жизнь ребенка на самотек. Не забывайте оказывать помощь своему ребенку, показывайте примеры на основе своего поведения. Не надо брать всю ответственность за общее дело только на себя. Например, ребенок дошкольного возраста спокойно может выполнять некоторые домашние обязанности. Ничего не произойдет, если он выбросит мусор, сходит в булочную, погуляет с собакой или польет домашние цветы.

Следующее правило – помогать тогда, когда просят

Родители суетятся, когда у ребенка что-то не получается. Они видят следующую картину: малыш мучается, пыхтит, нервничает. Старшее поколение сразу начинает вмешиваться с советами. Например, как лучше и как надо. Обязательно запомните правило, если ребенок вас не просит – не помогать. На данный момент он разбирается сам и увлечен процессом, способен самостоятельно решить задачу. Сил потрачено больше, но малыш получил опыт.

Понимайте и принимайте ошибки детей

Ребенок ошибся и это нормально, пока он только учится. Не существует человека, который бы не ошибался. Однако, в детстве все намного проще. На кану не стоят деньги, успешная карьера, будущее и отношения с окружающими людьми. Пока ребенок не имеет всего этого, поэтому может допускать ошибки. Основная задача родителей – это помочь малышу с правильным анализом поступка.

Очень простая цепочка. Человек не делает ошибок – он не получает опыта. Повторение действий приводит к положительному результату. Ребенок совершает правильные решения, а родители могут быть уверены, что малыш справится.

Запись на прием

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных

    Перейти к содержимому