Особенности письменной речи у школьников

Письменная речь сложнее, чем устная, потому что не предполагает обратную связь с собеседником.  Также она сложнее по структуре. В отличие от устной речи, в процессе самого простого  письменного высказывания слова нужно подбирать тщательнее, а  мысли нужно выражать последовательно.

Письменная речь требует обдумывания и предварительного анализа, так как должна быть понятна другим.  В письменной  речи нет жестов и интонации – того, что помогает сделать выразительной устную речь, поэтому она должна быть  более развернутой. Все эти моменты достаточно сложно даются школьникам, особенно младшим.

Обычно письменная речь младших школьников гораздо беднее, чем устная.  Однако к средним классам ученик уже достаточно хорошо владеет обоими видами речи.

Письменная речь школьников имеет некоторые особенности, по средствам которых может даже опережать устную:

  • Структурированные предложения. Когда школьник выражает свою мысль по средствам письма, он употребляет сложные предложения, связывая их между собой. В устной речи дети обычно общаются с помощью простых предложений.
  • Использование прилагательных и наречий. Письменная речь требует образности по средствам слова, в устной речи это заменяют эмоции, жесты и интонация.
  • Связность. Фразы в письменной речи логически и грамматически более упорядочены, выше уровень связности.
  • Отсутствие слов-паразитов. Современные школьники в устной речи употребляют множество слов-паразитов, что недопустимо в письменной речи. Поэтому письменная речь детей зачастую более чистая, чем устная.
  • Упорядоченность. В устной речи обычного школьника не всегда прослеживается последовательность и композиционная завершённость высказываний. В письменной же речи это наблюдается гораздо чаще.  
  • Объём. Письменные работы часто короче и содержат меньше слов, в них меньше повторений и тавтологий.

Однако хотелось бы обратить внимание и на негативные моменты в письменной речи школьников:

Орфографическая и пунктуационная безграмотность. В последнее время довольно часто наблюдается у школьников разных возрастных групп.

Безграмотность в неформальном общение. Письменная речь используется школьниками и для неформального общения в социальных сетях. Здесь дети часто используют сокращённые формы слов, сленг, вульгаризмы… Это не делает их письменную речь богаче.

Запись на прием

    Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных

    Перейти к содержимому